logotype
Velazquez Diego Rodriguez de Silva
image1 image2 image3 image3

 

Шедевры Веласкеса. “Легенда об Арахне”.

 

Пряха
Архана  --  лидийская девушка, дочь Идмона. На всю Лидию славилась Арахна своим искусством ткать. Гордилась она, что нет ей равной в этом умении. Она пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Однажды воскликнула Арахна : "Пусть приходит сама Афина Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня!"
Афина явилась к ней прежде в виде седой сгорбленной старухи и пыталась отговорить от этой затеи. Но гордость Арахны превзошла здравый рассудок.
Тогда приняла Богиня свой истинный облик и началось состязание. Афина изобразила на покрывале свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу и хлынул источник живой воды. Афина же вонзила свое копье в землю, и оно превратилось в священное оливковое дерево.
Арахна же выткала на своем покрывале сцену из жизни богов, изобразив их на Олимпе, устроивших оргию и одержимых человеческими страстями. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее было неуважение и вызов Богам.
Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным (с тех пор город-государство Афины носит имя Богини и находится под ее покровительством). После этого Афина превратила её в паука-Арахну. 
Долгое время картина Веласкеса называлась "Пряхи" или "Фабрика гобелена Санта-Исабель в Мадриде ".
Но, если на картине сцена из жизни ткачих гобеленов, то неясно, что происходит на втором плане. Если принять версию, что художник нарисовал сцену из легенды Арханы, то картина становится понятной.
Таким образом, молодая женщина, слева - Арахна; у прялки - Афина, в образе старой женщины. На заднем плане картины, способом "одновременных эпизодов",  показана вторая часть легенды : Арахна стоит перед своим гобeленом, вытканным на тему "Похищение Европы" по картине Тициана. (По легенде Арахна "изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями"). Рядом - Афина, в шлеме и броне. Три женщины, справа, могут символизировать богинь Судьбы. 

2017  Веласкес Диего Родригес де Сильва    globbers joomla templates
Мастера